четверг, 10 марта 2016 г.

Город для жизни: как спасти заброшенный район

Советую прочитать:

Автор - Максим Сильва-Вега, для bbcrussian.com

10 ноября 2015



Мои студенческие годы пришлись на 90-е – время, когда в Москве расцвела культура клубов. Я увлекся ею и даже пытался издавать интернет-путеводитель по клубам разных стран мира. Потом я сам организовал несколько клубных площадок. Мне интересно, как меняются современные города, и какое место остается в них для культурного общения людей.

В последнее время я занимался краеведением и историей повседневной жизни, недавно издал книгу о поглощенном Москвой поселке Лосинка, с которым связана история моей семьи, а сейчас учусь на курсе "Культурное наследие" в университете испанского города Уэльва. Я стараюсь много путешествовать и куда бы ни приехал, нахожу людей, которым не безразличны их города.

Модной урбанистикой – наукой об организации пространства – сейчас занимаются целые институты и компании. Меня несколько пугает эта тенденция, которая может обезличить и бюрократизировать любые благие идеи. Важно, как мне кажется, не вытравить индивидуальное, личностное начало. Ведь большинство славных начинаний в городской жизни связаны прежде всего с энтузиазмом отдельных сильных личностей - любящих свой дом, двор, квартал, город.

"Я здесь хозяйка"

Молодая пара Селия и Манолете живут в одном из спальных кварталов испанского города Севильи. Увлеченные городским активизмом, вместе с группой единомышленников они решили превратить заброшенный городской рынок в живое место для общения и проведения культурных событий.

Целых два года они потратили на то, чтобы – безрезультатно – достучаться до городских властей и местных жителей. Убедившись в тщетности своих стараний, энтузиасты бросили это благородное, но неблагодарное дело и открыли "на районе" собственное маленькое пространство – культурное кафе (http://lagallinaeneldivan.blogspot.ru/p/sobre.html). "Для нас было важно открыться не в центре города - там уже есть и хипстерская улица, и крафтовые пивные, и модные библиотеки - а в квартале, где мы сами живем, и где никто никогда и не слышал о культурных кафе", - говорит Селия.

Чиновники в мэрии долго не могли понять, что же такое культурное кафе, а это просто, как в случае "Курицы на диване" Селии и Манолете, светлое открытое пространство. Там есть маленький бар, в магазинчике продаются произведения местных художников и ремесленников, а еще проходят регулярные события: выставки, поэтические вечера, занятия ремеслами, детские утренники, кинопоказы, встречи. "Пока мы с трудом окупаем наше предприятие, но для меня главное, что я здесь хозяйка и ни от кого не завишу", - говорит Селия, которая очень любит принимать гостей.


К сожалению, заброшенный рынок Севильи по-прежнему остается заброшенным.

В подобном плачевном состоянии находился рабочий квартал, построенный рядом с основанной еще при Петре I текстильной мануфактурой в российском Ярославле, в советское время получившей название "Красный Перекоп". В него решили вдохнуть новую жизнь городской активист Юлия Кривцова и братья-архитекторы Сергей и Андрей Кремнев.

Несколько лет назад они арендовали два старинных цеха мануфактуры и создали там культурный центр TEXTIL, а между зданиями сделали городскую площадь, засыпанную светлым гравием.

Оставляя сигарету за порогом


"В наших городах учреждения культуры – дома культуры, библиотеки – часто следуют федеральной повестке и игнорируют то, что находится по соседству – говорит Юлия Кривцова - Наш проект начался с городского исследования, которое мы затеяли, чтобы почувствовать жизнь района и увидеть его героев, выявить темы".


Теперь в новом центре проводят выставки и концерты, блошиные рынки, конференции, даже чаепития. На "Городском выходном" жители могут больше узнать о традициях, проблемах экологии, о существующих в городе творческих сообществах. Сергей Кремнев рассказывает, что даже жители, которых принято называть маргиналами, заходят на эти праздники, оставляя сигарету или бутылку пива за порогом – "получается, что и они считывают информацию, негласные правила, которые установились в этом месте".

Но хотя фабрика находится в отдаленном от центра города районе, приходят в TEXTIL в основном не жители ближних домов, а горожане из других частей Ярославля. Почему? Многие местные жители не знают историю своего района.

Когда я гулял по кварталу, все уже не казалось таким благополучным, как на территории TEXTIL. Скоро Ярославской мануфактуре исполнится 300 лет. Этот уникальный ансамбль старинных цехов и домов – памятник регионального значения, но он не ремонтировался в течение долгих десятилетий.


И дело даже не столько в ремонте, сколько в общем ощущении заброшенности и ненужности окружающих дома территорий. В целом, у властей нет видения развития района.
"Нет этого видения не только в профессиональном плане. Самое удивительное, что его нет даже на уровне человеческой мечты!..", - рассказывают участники TEXTIL, которые недавно устроили встречу People Making Spaces, пригласив для обсуждения будущего квартала специалистов из разных городов и стран.

С ними согласна Надежда Балуева, руководитель общественной организации возрождения русской культуры и традиций "Петропавловская слобода": "С каждым днем историческая и архитектурная ценность территории утрачивается. Наша проблема в том, что отсутствует концептуальный подход к развитию и сохранению этого уникального места".

"Библиотека кирпичей"


В этой туманной ситуации команда TEXTIL на собственные средства и небольшие гранты создает городское место притяжения, привлекает внимание к забытой территории и самое главное – объединяет людей.

Юлия Кривцова рассказывает: "Мы организовали для местных подростков мастерскую по проектированию и строительству приключенческой площадки в сквере. Оказалось, что детей впервые в их жизни спросили: А что бы вы хотели видеть в парке? От небольшого скепсиса быстро перешли к совместной работе, в которой дети и подростки сами решали и строили свою площадку, сами защищали ее и поддерживали".

После возвращения в Москву я прочитал о многочисленных идеях участников встречи – например, создать общественные теплицы в заброшенных домах и даже "библиотеку кирпичей", сохраняющую историю зданий фабрики и рабочего городка. Очень хочется, чтобы какие-то из этих идей реализовались. Их прелесть в том, что они не спускаются сверху, а "творятся" на открытых встречах, где каждый может что-то предложить и поделиться своим видением.

В качестве постскриптума

За неделю до поездки в Ярославль мне довелось побывать в глуши, в затерянной в лесах российской деревне. Прежде это был большой поселок, сегодня его постоянное население едва ли насчитывает 200 человек. Социальная инфраструктура составляет типичный набор: магазин типа сельпо, школа для начальных классов, библиотека, фельдшерский пункт. Добраться сюда можно по проселочной дороге или на местной электричке. Работа есть лишь на ближайшей лесопилке, многие жители промышляют сбором ягод и грибов. Молодежь из деревни давно уехала.

В поселке чудом сохранились красивые дореволюционные водонапорная башня и железнодорожная станция. Сколько они еще протянут? "Отреставрировать бы эту башню, открыть музей старинных провинциальных станций, ремесленные мастерские, сделать кафе-чайную. Так и поселок оживет!" - размечтался я…

Раньше у поселка был собственный сельсовет, теперь же его упразднили и управление осуществляется из районного центра. Уже давным-давно каждый житель здесь научился рассчитывать только на себя и не вспоминать о властях.

Я подумал о том, что и многие другие места, где я побывал – большие города и маленькие поселки, в разных странах, – представляют собой одну такую большую деревню, где власти и население живут как бы в параллельных, мало соприкасающихся реальностях, а не формируют вместе единое гражданское общество. А без создания такого общества никакая урбанистика не поможет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий