воскресенье, 6 марта 2016 г.

НКВД и конструктивизм: от архитектурных форм к расстрельным формулярам


То, что Свердловск-Екатеринбург признанный оазис конструктивизма, давно ни у кого не вызывает сомнения. Таким количеством зданий, построенных в начале XX века в этом архитектурном стиле не может похвастаться ни один из городов России и мира. Каждое здание, созданное как прорыв архитектурной мысли и освобожденного труда, новой коммунистической идеологии быта хранит много загадок, историй, отражающих все непрямолинейное развитие политики государства.



Разыскивая материалы о соратнике репрессированного в 37-м году первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б) Ивана Кабакова (Имя в истории. Иван Кабаков - первый секретарь Свердловского обкома ВКП(б)), первого в истории Свердловской области Председателе Облисполкома Василии Федоровиче Головине, тоже репрессированном в том кровавом году, выяснил, что оба они проживали во 2-м Доме Советов, в здании, которое носит название "Дом чекистов". История самого дома, точнее жилого комплекса, достойна отдельного рассказа.

В 1928 году ведущими архитекторами Уралгипромеза И.П. Антоновым и В.Д. Соколовым для сотрудников силового ведомства был запроектирован первый в столице Уральской области жилой комбинат НКВД («Дом чекиста», также известен как «Второй дом советов»). Комплекс включал в себя П-образное четырехэтажное здание с закругленными углами и примыкающий к нему с юга одиннадцатиэтажный корпус. В плане оба здания составляли один из символов социализма — серп. Комплекс расположен на большом дворовом участке, обнесенном оградой. Построен на месте невзрачных одноэтажных построек.

Строительство Жилого комбината НКВД началось в 1928 году на северном участке квартала, ограниченного улицей Троцкого (ныне 8 Марта) и улицей Володарского. Четырехэтажный жилой блок, выходящий фасадами на две улицы, состоял из семи секций с двумя квартирами на этаже. Квартиры, предназначенные для высоких чинов силового ведомства, отличались повышенной комфортностью и разнообразным набором помещений: от трех до шести комнат. В высоком одиннадцатиэтажном блоке размещались квартиры двух типов — на четыре и пять комнат. Жильцам был предоставлен широкий спектр социально-бытовых услуг: столовая, детский сад, санчасть, кинозал, тир, библиотека. Жилые помещения были оборудованы мебелью.

Строительство:



Вид на "Дом чекистов" с пересечения нынешких улиц Малышева и 8-го Марта


Список казенной мебели из квартиры Сухановых, проживавших во Втором доме Советов:


Вся мебель была инвентаризирована:


Особое внимание архитекторы уделили доминанте комбината — высотному жилому зданию, которое привнесло в центр города новый столичный градостроительный масштаб. Своим архитектурным обликом здание должно было демонстрировать мощь советского силового ведомства. Этому служили высотный объем, выразительный уникальный силуэт, создаваемый расположенными по горизонталям верхних этажей угловыми балконами-крыльями (снесены в 1950-е гг.), вертикальные ритмы небольших балконов на торцах здания, а также брутальная облицовка гранитными блоками первого этажа с высокой аркой входа. В авторском цветовом решении темно-серые плоскости фасадов расчерчивали светлые горизонтали эркеров и балконов.

Дом чекиста уникален для истории архитектуры города по нескольким причинам. Во-первых, это первое в городе и на Урале многоэтажное жилое здание. Во-вторых, в нем был установлен первый в городе лифт, поднимающий жильцов до одиннадцатого этажа. В-третьих, здание было возведено при помощи модернизированного шахтного подъемника, так как башенных кранов в те годы, еще не существовало.


В отличие от аскетичного высотного двенадцатиэтажного блока, четырехэтажное здание комбината выделялось пластикой фасадов — это полукруглые и трехгранные эркеры и балконы, арки и угловые ниши входных узлов с опорами, консольные балконы, разноформатные окна, рельефная облицовка цоколя гранитными плитами.Дом чекиста послужил прообразом будущих жилкомбинатов и крупных домов-коммун в Свердловске, а одиннадцатиэтажный корпус был самым высоким жилым зданием на Урале вплоть до 1960-х годов. Дом-башня - это первое в городе монументальное 12-ти этажное здание, первая высотка в городе. Это сооружение характерно для масштабов развития города. Укрупненные, обобщенные по формам детали фасадов, гранитная облицовка первого этажа из мощных камней-блоков выражают силу и значение нашего времени. Темная окраска создает впечатление некоторой суровости в облике здания.

Интересна судьба архитектора, который является одним из соавторов проекта - Ивана Павловича Антонова, которому пришлось бежать из Свердловска, именно при строительстве этого жилого комплекса.



Вот как об этом рассказывает Сергей Погодин в книге «История, тайны и легенды Дома чекиста». В 1933 году, для придании контрастности окраски фасадов высотки, дымоход и балконы раскрасили в белый цвет, который на сером фоне остального четко высветил православный крест, оставивший в судьбе архитекторов свой след.

"Город гудел, новость эта со скоростью железнодорожного экспресса понеслась по городу, перенеслась в автобусы, трамваи и присутственные места. Одним словом, к полудню этого дня Свердловск гудел как пчелиный улей. И новость была только одна: православный крест возвышался над городом!... «На место преступления», как записано в протоколе, был отправлен наряд милиции для «документирования и фотосъемки». Пропаганда религии! Провокация! Антисоветчина! Но НКВД не дремлет. Чекисты «закусили удила». Для дачи показаний и объяснений были вызваны архитекторы Антонов и Соколов. Начальник бригады маляров, сами маляры и комендант дома допрашивались отдельно. Требовалось найти и наказать виновных!... Высокие покровители из УНКВД по Свердловской области предупредили Ивана Павловича о надвигающейся угрозе ареста. И он исчез. Был такой архитектор — и нет его, словно никогда и не существовал такой человек.

Куда же он исчез? Для ответа на этот вопрос вспомним его биографию.


Будущий архитектор и художник родился 11 февраля 1887 года в Выборге, в семье предпринимателя Павла Петровича Антонова и Ольги Александровны из этнических русских, чьи предки проживали с XVI века на территории княжества Финляндского. В 1896—1906 он учился в Выборгском реальном училище. В 1908 году поступил на архитектурное отделение Академии художеств в Санкт-Петербурге. Когда в 1925 году Антонов через своих друзей узнал, что в столице Урала развернулось огромное строительство и нужны архитекторы, он оформил долгосрочную визу на въезд в СССР, и по предложению своего бывшего сокурсника по академии В. Соколова выехал на Урал и обосновался в Свердловске.

С конца 1920-х годов в Советском Союзе начала развиваться подозрительность и шпиономания, и с 1931 года за Антоновым установили негласную слежку, а после «истории с крестом» и вовсе стали открыто угрожать возможным арестом.

После допроса в УНКВД сомнений и иллюзий больше не осталось. Иван Павлович в срочном порядке уезжает из Свердловска со своей семьей в Финляндию. В его выездных документах было записано, что «архитектор Антонов направляется на родину — в Финляндию, на лечение, вместе со своей женой и дочерью».

Мир не без добрых людей. Тот, кто предупредил его об угрозе возможного ареста, тот и помог с быстрым оформлением выездных документов, сохранив этим жизнь ему и его семье.

Обратно Антонов уже не вернулся…"


И Кабаков, чья жена Виноградова Валентина Ивановна, работала собственным корреспондентом газеты «Правда», проживал в этом доме, и арестованный в январе 1937 Василий Головин, и не выдержавший нагнетаемой истерии поиска скрытых врагов второй секретарь Свердловского обкома ВКП(б) Константин Федорович Пшеницын. Последний застрелился 23 мая, так и не прибыв на второй день Пленума Обкома ВКП(б), который осуждал Ивана Кабакова за вражескую деятельность...

"Воронки" у "Дома чекистов" - или обыск, или очередной "враг" будет обезврежен и арестован...

"Дом Чекистов", олицетворявший благополучие и величие руководящих элит, поставил крест не на одну судьбу своих жителей... И, уверен, что роковая расцветка здесь ни причем... Архитектурные решения этого комплекса, олицетворявшие серп, серпом эпохи косили ряды свердловчан... Покос только начинался...


В посте использованы материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Головин,_Василий_Фёдорович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кабаков,_Иван_Дмитриевич
http://letopisi.org/index.php/Екатеринбург_-_заповедник_конструктивизма
http://газета-уральский-рабочий.рф/?sub=gorodskie-tayny

Фотографии из архива Сергея Погодина, современная фотография дома - И.Г Пермяков.

Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО

© «Вечерние Ведомости»

Комментариев нет:

Отправить комментарий