пятница, 3 января 2014 г.

Жизнь в радужном цвете



 Несколько баллонов с яркой краской — порой это все, что нужно для радикального преображения города. Покрасить все дома в один оттенок или же оформить их пестрыми рисунками и граффити — как только не изощряются активисты в стремлении к яркой жизни своего города. Пять цветных городов — в обзоре «Моей Планеты».     

  

 Во что превратится город, если его мэром станет художник? В настоящую сказку, уверенно ответят жители Тираны, столицы Албании. 13 лет назад их город возглавил Эди Рама — дипломированный архитектор, профессиональный художник и бывший министр культуры в одном лице. «Немного искусства политике не навредит» — с такой мыслью он приступил к наведению в городе порядка.

 Первым делом Эди приказал снести все нелегальные здания — и бараки, и полуразвалившиеся мосты, и заброшенные больницы, и пустующие школы, и новостройки, возведенные без положенного согласования с властями. Так он хотел освободить площадь для новых, общественно значимых заведений.

 Затем новоиспеченный мэр взялся за оставшиеся в живых постройки. В бюджете города на тот момент денег не водилось, но Эди это не остановило. По его приказу дома и публичные места по всему городу начали окрашивать в радужные цвета, а на некоторых из них — еще и рисовать жизнеутверждающие картины. Эффект от «цветной эпидемии», настигшей Тирану, потряс всех местных жителей, включая мэра-художника.

 Показатели, характеризующие преступность в городе, стремительно падали, зато доля людей, выплачивающих налоги, подскочила до рекордных отметок. Что говорить о чистоте улиц — никто не смел бросать мусор мимо урны или выгуливать домашних животных в неположенных местах.

 После многочисленных опросов и личных рассуждений Эди Рама нашел разгадку произошедшего. Во-первых, красивые здания внушили людям чувство защищенности. Город больше не ассоциировался с хаосом и беспорядком, в нем зарождался абсолютно новый дух. Во-вторых, жители города осознали, что им принадлежит нечто красивое и ценное, захотели заботиться об этом, поддерживать на улицах порядок и чистоту. Обострилось и чувство добрососедства: жители домов, окрашенных в определенный цвет — синий, лимонный или салатовый, — стали гораздо более сплоченно решать жилищные вопросы и следить за порядком в своих дворах, так как почувствовали себя частью чего-то целого.

 Яркие цвета стали для жителей Тираны символом перемен. Разумеется, в лучшую сторону. Люди осознали, что не зря платят налоги — их деньги действительно идут на пользу их собственному благополучию.

 В Тирану потянулись туристы — гордость жителей за свой город взлетела до небес. Поступления в казну после этого тоже не остались без изменений, а пропорционально им выросли и возможности, которые мэрия могла предоставить своим подопечным. Механизм, ведущий к процветанию города, заработал в полную силу, а завести его помогли всего несколько банок с краской.

 Эди Рама всегда верил в то, что цвета способны менять жизнь человека. Он доказал это, преобразив свой город, став кумиром всей Албании и получив в 2004 году звание мэра мира.





 Волшебный город, Солнечный город, Желтый город — все это неофициальные названия Исамаля, туристического центра Мексики. Путешественники слетаются сюда, чтобы полюбоваться католическими храмами и древними пирамидами, послушать легенды о живших здесь племенах майя, а главное — увидеть своими глазами улочки, на которых каждое здание сияет яркими солнечными оттенками.

 По легенде, город окрасили в желтый цвет несколько веков назад, когда в нем разразилась эпидемия чумы, чтобы предупредить блуждающих путников о карантине. Эпидемия вскоре прошла, забылись и связанные с ней несчастья, и теперь яркие здания ассоциируются у жителей и гостей города только со светом, весельем и радостью.
    

 «Синий» индийский город Джодхпур стоит на краю огромной пустыни, так что здешняя погода (при которой термометр зачастую не опускается ниже отметки в 49 С° в тени) придется по вкусу отнюдь не каждому. Местные жители прячутся от зноя по домам, окрашенным в лазурный оттенок, и уверяют, что этот цвет помогает им сохранять внутри помещения прохладу.

 Скептики в ответ лишь ухмыляются: если бы это было правдой, то в синий цвет покрасили бы все индийские здания. Загадка Джодхпура кроется скорее в его истории. Город основал в XV веке махараджа Рао Джодаджи, принадлежавший к касте брахманов — верховных священнослужителей в индуизме. Он считал, что дома представителей высшей касты должны отличаться от других, а потому окрасил свое жилище в голубой цвет. Другие брахманы вскоре последовали его примеру. Шло время, город рос, дети брахманов наследовали касту родителей, и цветных домов в Джодхпуре становилось все больше.

 Лишь в 1950 году в Индии упразднили касты, но город к этому времени уже получил звание синей жемчужины пустыни. Туристы отмечают, что во многом он вовсе не такой, как другие города Индии. Его жителей отличает радушие и гостеприимство: они с радостью приглашают путешественников на чай и горячие лепешки чапати. Женщины в цветастых сари выглядят особенно колоритно на фоне голубых построек. Дети приветствуют незнакомцев радостным «hello!». А улочки погружают в магический мир, которые многие сравнивают с кэмероновской Пандорой из фильма «Аватар».   



Испанский поселок Хускар, или Деревня смурфиков, — пожалуй, самое молодое из «цветных» поселений земного шара. История его перевоплощения сугубо коммерческая.

 В 2011 году в неприметный городок с населением в 250 человек пожаловали представители компании Sony. Они хотели устроить здесь презентацию мультфильма «Смурфики» о голубых гномах и для этого намеревались перекрасить белоснежные здания деревни в небесный цвет и украсить их фигурками очаровательных персонажей. Аборигенам пообещали выплатить денежное вознаграждение и вернуть дома к первоначальному виду через две недели после премьеры.

Но прошло уже два года, а в поселке жилые дома, школы и даже церковь Санта-Каталина, построенная в XVI веке, продолжают сиять лазурью. И вовсе не потому, что сотрудники Sony не сдержали своего обещания. Причина кроется в другом. За первые восемь недель после смены имиджа Хускар принял у себя 80 000 туристов, притом что раньше сюда наведывались жалкие три сотни гостей в год. Местные жители приятно удивились такому ажиотажу, и, когда дело дошло до повторной покраске жилищ — теперь уж в белый цвет, — почти единогласно выступили против.
Кстати, сейчас они наверняка готовят город к очередному туристическому буму — вторая часть «Смурфиков» уже вышла в мировой прокат, так что новая порция поклонников не заставит себя долго ждать.




 В столице Аргентины район Ла-Бока всегда имел противоречивый статус. Считается, что именно здесь в 1536 году конкистадор Педро де Мендоса заложил Буэнос-Айрес. Изначально он был застроен бараками для черных рабов, но в конце XIX века сюда рванули иммигранты — сперва из Италии, а затем из Франции, Германии, Англии и Греции. Им-то район и обязан своим сегодняшним видом.

 Новоявленные аборигены строили свои дома из дерева и жести. Из-за непрактичности материалов здания нужно было регулярно красить, вот только денег на банки с краской ни у кого не водилось. Единственным их поставщиком были суда, часто заплывавшие в портовый город. В добытых банках краска была разных оттенков, так что жителям оставалось только одно — раскрашивать дом несколькими пестрыми цветами.

 Сейчас такой необходимости уже нет, хотя Ла-Бока по-прежнему считается беднейшей частью Буэнос-Айреса. Но ее жители не спешат прощаться с пестрыми оттенками своих улиц — ведь они поднимают настроение и им, и туристам, гурьбой слетающимся в этот район за яркими впечатлениями.



 У туристов испанский город Пуэбло-Бланко всегда вызывает восхищение: аккуратные белоснежные дома, окруженные зелеными полями и горами, — зрелище и впрямь стоящее. Когда первый восторг утихает, многие интересуются, всегда ли это поселение так необычно выглядело. Не всегда. Под белой краской большинство домов хранят красные и желтые слои. Эти цвета были в городе самыми распространенными вплоть до 1923 года, когда во главе Испании встал генерал-диктатор Мигель Примо де Риверо.

 Ярый блюститель порядка пожелал, чтобы все здания в городе были выкрашены в единый цвет. Причем ни в коем случае не в красный — у военных он в то время ассоциировался с СССР. А вот белый пришелся по нраву всем — и требовательному правителю, и сердобольным жителям, и любопытным гостям Пуэбло-Бланко, на которых этот белоснежный город производит неизменно приятное впечатление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий