Внимание! Просим помощи!

Данный опрос проводится в пяти конструктивистских поселках Москвы в рамках подготовки кандидатской диссертации. Целью опроса является выяснение качества жизни, отношения жителей к своему району, а также составление социального профиля таких поселков. Все ответы анонимные. Исследование проводится в сугубо научных, некоммерческих интересах. Результаты опроса будут опубликованы в октябре 2017 г.


суббота, 11 февраля 2017 г.

Почему микрорайоны – это ужасно

Источник: http://varlamov.ru/2225584.html


Недавно вышло хорошее интервью декана Высшей школы урбанистики Алексея Новикова, который доступно объяснил, почему спальные районы — это плохо. Речь идёт в основном о Москве, но аргументы легко применимы к любому постсоветскому городу. Привожу ту часть интервью, которая касается как раз микрорайонной застройки:

В чем главная проблема Москвы с точки зрения урбанистики?

Спальные районы. Большую часть города построили в советской идеологии: административный центр, какие-то промышленные зоны и огромный спальный район. Получается воронка: плотность населения в центре очень низкая и растет к окраинам. Это была бы не проблема, если бы плотность деловой и коммерческой активности распространялась подобным же образом. А она идет ровно наоборот: пик в центре и дефицит на периферии.



Еще одна проблема спальных районов — строительный бум, который продолжается, несмотря на кризис. Порождение «голландской болезни»: в страну приходят деньги от продажи энергосырья, и в условиях мелкого рынка ценных бумаг и неустойчивой банковской системы их направляют в актив, который считается надежным. Поскольку спрос на жилье практически не ограничен, девелоперы продают квадратные метры вместо того, чтобы продавать качественную среду.


Жителям спальных районов проще потратить два часа в пробке, добавить себя к этой пробке, но уехать в торговый центр, чтобы удовлетворить свои потребности и развлечься. Это колоссальные потери времени и экологические издержки. Спальные районы — бремя на экономике всей страны, там не может расцвести малый и средний бизнес. Все говорят, что бизнесу мешают коррупция и административные барьеры. Да, действительно, но куда больше — городская планировка.


Спальные районы — более серьезная проблема для бизнеса, чем коррупция?

По масштабу влияния — гораздо, гораздо. Я уверен, что если бы городская среда в Москве была устроена по-другому, коррупция свелась бы на нет. По плотности населения Москва почти догнала Дакку, самый густонаселенный город в мире, но плотность застройки очень рыхлая.


Можно эту проблему решить?

Нужно наращивать центры деловой активности в спальных районах. Настоящий подарок — старые промышленные зоны, вроде «Серпа и молота» и ЗИЛа, которые могли бы стать центрами занятости для жителей окраин.


Нужно создавать хорды и избавляться от перепробегов — а это четвертая часть всех утренних перемещений. Грубо говоря, люди едут из точки А в точку Б через центр, делают крюк. Представьте, в вагоне метро может быть на четверть людей меньше, если между точками А и Б появится хорда. Она сейчас возникает в виде Московского центрального кольца, но должны быть и другие.

Очень может помочь линейный центр вдоль Москвы-реки, который пока существует только в проекте. Благодаря извилистости реки, центр выйдет в периферийные районы и сможет создать то качество центральности, которое нужно людям.


В чем вы видите преимущества Москвы?

В первую очередь, огромное неиспользованное пространство; из него можно сделать симпатичную перепланировку спальных районов. Правда, никто не знает как. Во-вторых, очень повезло с расположением промышленных зон, с рекой и старой железнодорожной инфраструктурой, которую можно использовать как каркас для общественного транспорта.

Затем, Москва — это сильно социально перемешанная среда. Нет чудовищного гетто, как, например, в Вашингтоне, когда зашел в другой квартал, а там совсем глухо и тяжело. Где-то похуже, где-то получше, но бросающегося в глаза неравенства и, тем более, сегрегации, закрепленной в территории, у нас нет. Это, может быть, единственное, что осталось хорошего от советского времени.


<...>

Как вы относитесь к политике Собянина? Он делает скорее хорошо или скорее плохо?

<...>

Второе, что замечательно, — вытеснение автомобилей из города. Возьмем платную парковку в спальных районах, которая, по сути, никакого отношения к парковке не имеет. Эта инициатива призвана выдавить желание купить второй автомобиль и желание вообще иметь автомобиль, если есть возможность его не иметь. Да, это идет через неудобства и искреннее возмущение, но это самая мягкая мера, которую только можно придумать.


<...>

А этот абсурдный присоединенный кусок — Новая Москва, который оттягивает ресурсы у города совершенно не на то. Я считаю, это самое идиотское решение в мире, и сейчас мы все понимаем, насколько идиотское. Референдума никакого не было, решение приняли скоропалительно — от идеи до ее реализации прошло максимум полгода. Но, постойте, вообще-то такие вещи годами обсуждают: нужно нам это или нет, хотим или не хотим.

Район застраивается безумными квадратными метрами без нормальной социальной инфраструктуры. Предыдущие власти Московской области выдавали в этом месте разрешения на строительство пачками, зная, что там будет Москва и цена домов вырастет.

<...>

Полная версия интервью — на "Снобе", там затрагиваются и другие вопросы.

1 комментарий:

  1. Бляха-муха. Сруль не напишет, дискуссия умрет не родившись))))Давайте мысли о счастиии в панельных многоэтажках на окраинах в студию)))))))

    ОтветитьУдалить