Внимание! Просим помощи!

Данный опрос проводится в пяти конструктивистских поселках Москвы в рамках подготовки кандидатской диссертации. Целью опроса является выяснение качества жизни, отношения жителей к своему району, а также составление социального профиля таких поселков. Все ответы анонимные. Исследование проводится в сугубо научных, некоммерческих интересах. Результаты опроса будут опубликованы в октябре 2017 г.


суббота, 8 октября 2016 г.

"Войти и разрешить": экскурсия куратора Натальи Смолянской по ЦТИ "Фабрика"


Новый выставочный сезон открылся в ЦТИ "Фабрика". В рамках вернисажа куратор Наталья Смолянская представила проект "Войти и разрешить", подготовленный вместе со студентами Факультета Истории Искусства РГГУ. Для первых посетителей выставки Наталья Смолянская провела авторскую экскурсию.

Совместный кураторский проект Натальи Смолянской и студентов РГГУ посвящен культурологическому и историко-географическому исследованию Басманного района, где находится ЦТИ "Фабрика". Он получил название "Войти и разрешить". "Когда мы начали заниматься этим проектом, то первое, с чем мы столкнулись, были заборы, запрещающие знаки и шлагбаумы, которые за последний год появились в каждом местном дворе," – пояснила куратор. – "Таким образом нашей целью стало просто проникнуть в эти "частные" территории и пообщаться с их жителями.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Рабочее название проекта было "Музей Фабрики", но даже директор ЦТИ "Фабрика" Ася Филиппова была против него. Музей должен что-то музеефицировать, а смысл "Войти и разрешить" заключался в восстановлении социальных и культурных связей между людьми и выявлении "слепых зон", то есть тех территорий, о которых в широком доступе нет никакой информации. "Мы, например, не знали, что через дорогу от "Фабрики" находится один из корпусов Московского Государственного Областного Университета. Поговорив со студентами университета, мы поняли, что и они о ЦТИ ничего не знают," – рассказывает куратор выставки. – "Когда мы спросили, интересуются ли они современным искусством и куда они ходят на выставки, то студенты ответили, что ходят на Винзавод, а о "Фабрике" раньше не слышали".

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
"Наш проект – это утопия," – продолжает она. – "У этого культурологического исследования нет логического завершения". Дело в том, что сама территория Басманного района достаточно обширна и куратором пришлось сильно урезать исследуемую территорию. Свой проект они ограничили "Электрозаводом", Буденновского городка на Почтовой улице, Бауманской улицей и Казанской железной дорогой.

Студенты РГГУ решили пообщаться с жителями района. Самыми активными оказались обитатели Буденновского городка, памятника конструктивитской эпохи, связанного не только с историей Москвы, но и всей советской эпохи. Этот жилой комплекс строился для рабочих заводов, которых на территории Басманного района было сразу несколько.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
"Мы начали с того, что пригласили историка архитектуры Николая Васильева провести экскурсию по Буденновскому городку для наших студентов. Во время экскурсии к нам подходили жители городка, останавливались, слушали, просили повторить или рассказать подробнее какие-то истории. Многие, как оказалось, прожили в этих домах всю жизнь и могли поделиться с нами своими воспоминаниями о районе. Выяснилось, что здесь в свое время жили многие известные писатели, режиссеры и художники. Так у нас появилось несколько героев, например, автор "Домовенка Кузи" Татьяна Александрова, детский писатель Георгий Балл, написавший сказки "Каляка-маляка ищет домик" и "Разноцветный мост", а также мультипликатор Вячеслав Котеночкин" – рассказала куратор.



Проект естественным образом оказался поделен на несколько частей: историю сообществ, историю фабрик, авангард и культурную жизнь района. В самом начале выставке есть специальный стенд, где каждому из разделов экспозиции посвящена отдельная часть. Любой посетитель выставки может рассказать свою историю, записав ее на листах бумаге, закрепленных на стенде.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
История самой "Фабрики" берет свое начало в XIX веке, когда здесь появилось небольшое бумажное производство, принадлежавшее вдове Дислен и ее сыну, а позже – купцу Хишину. Уже в XX веке здесь начали устанавливать деревообрабатывающие и покровные станки для покрытия бумаг разными красками и клеями. Основное внимание кураторы проекта "Войти и разрешить" сосредоточили на новейшей истории Басманного района. Как оказалось, здесь было огромное количество фабрик и заводов, что сказалось на топографии и топонимии района: многие улицы и переулки сохранили соответствующие названия.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В одном из залов экспозиции можно увидеть настоящий старинный станок, предназначенный для раскручивания рулонов бумаги. Сегодня на нем "намотан" рулон с историей фабрики технических бумаг "Октябрь". Кураторской группе удалось собрать галерею портретов людей, которые когда-то работали на "Фабрике" и помнят историю этого пространства. Теперь некоторые из них продолжили работать в культурной индустрии ЦТИ.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Одной из границ исследуемой территории послужила Яуза. По словам куратора, их исследовательской группе удалось найти людей, которые помнили, как река одевалась в гранитные берега: "Нам рассказывали, что когда Яуза разливалась, то сильно подтапливала берега со стороны Почтовой улицы, которая когда-то называлась Хапиловской. Поэтому многие жители близлежащих домов хранили в подвалах лодки".

Со слов старейшин Буденновского городка кураторам удалось список репрессированных в 37-м году жителей района и тех, кто в 1941 году ушел на войну. Этот раздел выставки получил название "Исчезнувшие истории". 

А за культурную жизнь района когда-то отвечал "Электрозавод". Здесь появились первые рабочие литературные и театральные студии, так называемые ТРАМы – театры рабочей молодежи, связанные с деятельностью Всеволода Мейерхольда. Именно на "Электрозаводе" начинал свою творческую деятельностью Зиновий Герт. Свои спектакли они показывали рабочим заводов и фабрик во Дворце на Яузе. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий