Представляем вашему вниманию еще одну видеозапись первого пленарного заседания «Сбалансированное развитие современного мегаполиса — возможность или необходимость?»
Темой заседания стало первое международное исследование Московского урбанистического форума «Археология периферии». Исследование посвящено истории развития районов, возникших в крупных городах в период индустриализации, в Москве это территории между ТТК и МКАД. Участники заседания — главы мегаполисов — прокомментировали выводы исследования и обсудили подходы к развитию городских территорий, находящихся за пределами исторических центров, рассказали о балансе между центростремительными и центробежными силами развития.
В роли спикеров выступили: Сергей Собянин, мэр Москвы, Эдвард Листер (Великобритания), Фернандо-де-Мелло Франко (Бразилия) Юрий Григорян (Россия), Джастин МакГирк (Россия), Ясуши Аояма (Япония). Модерировал сессию Грег Кларк (Великобритания).
Так же читайте интервью С.С Собянина - «Мы в Москве делаем всё что хотим»
Мэр Москвы Сергей Собянин о платных парковках, референдуме, давке в метро, общении в Twitter, спальных районах и митингах — в интервью главному редактору The Village Игорю Садрееву.
Итоги года: выборы, платная парковка, коррупция и давка в метро
— Вы начинали этот год как мэр назначенный, а заканчиваете избранным. В ощущениях что-то изменилось лично для вас?
— Это сложная история. Я же не первый раз избираюсь на должность руководителя субъекта. Сперва я был избранным, потом назначенным губернатором. И когда был назначен в Москву по представлению президента, не было ощущения, что вот меня поставил большой начальник и теперь я могу сесть в кресло, ни на кого не обращать внимания и делать что хочу. Всегда было ощущение, что я должен работать на москвичей, на их интересы. И до избрания это было, и после — говорить о какой-то серьёзной перемене не приходится. Хотя, конечно, есть определённое чувство удовлетворения: то, что ты сделал за два с половиной года, оценено москвичами и одобрено.
— А как-то связано с выборами, что мэрия именно в этот год так активно заработала? Платная парковка, новое билетное меню, ночные маршруты, новые станции и развязки. Все разом зашевелились.
— Это обычные стадии. Сначала идут разработка идеологии, предпроектные решения, затем проект, потом подготовка к стройке и так далее. Мы раньше говорили-говорили, а нам в ответ: ну да, ребята, вы там рассказывайте, но мы не верим. Я просто по глазам читал: не верим. Когда я говорил, что мы в год будем по восемь-десять станций метро вводить, не верили. Когда я говорил, что мы по 70 километров новых дорог будем делать — ну вообще враньё. То, что мы решали три года назад, начинает выходить на поверхность. Станции метро не строятся за несколько дней, проекты стоимостью миллиарды долларов на раз исполнить невозможно.
— Но при этом главная проблема как была, так и осталась. По данным «Яндекс.Пробок», каждый год ситуация на дорогах ухудшается на 5 % примерно.
— Во-первых, за 2012 и 2013 годы такой аналитики, насколько я знаю, у «Яндекса» пока нет. Ряд экспертов говорит, что в целом ухудшения нет, более того, по МКАД и Бульварному кольцу есть небольшое улучшение ситуации. Во-вторых, я с самого начала мог бы сказать: эта проблема не решаема. Самый простой вариант. Ну а что вы хотите? Пробки и пробки, большой город, построен в советское время, дорог очень мало, на такое количество машин они не рассчитаны. И ничего с этим нельзя сделать, пусть будет, как будет. Но мы же говорим по-другому: да, можно решить, да, будем решать. И я уверен, что ситуация с трафиком в Москве будет улучшаться, несмотря ни на что: рост машин, рост населения. Всё равно мы будем постепенно решать транспортную проблему. На дорогах будет свободнее.
— То есть когда-нибудь мы забудем про 10 баллов из 10 в снегопад?
— В сильные снегопады в большинстве европейских городов жизнь вообще замирает. Самолёты не летают, транспорт не ходит. Согласитесь, у нас не так.
Что касается решения транспортной проблемы. Есть госпрограмма развития транспорта Москвы, там все показатели расписаны по годам, конкретные цифры — возьмите их потом и сравните, справились мы или нет. Наша главная задача — обеспечить комфортное передвижение по Москве, чтобы горожане в разумные сроки доезжали от дома до работы и обратно. Ни один город в мире не решал так проблему: дать возможность ездить на машине куда хочешь и парковаться где хочешь. Все решают одинаково: развитие общественного транспорта, ограничение бесплатного парковочного пространства, может быть, платный въезд. Поэтому мы строим метро, радиальные линии и Малое кольцо железной дороги, общественные полосы, развиваем такси. Все вместе эти проекты самые крутые в мире — больше, ну я не знаю, может быть, есть в Китае, но там просто масштаб другой. Город отстал в развитии транспортной инфраструктуры на четверть века. Сейчас приходится догонять.
— Крутые, но при этом непоследовательные, что ли. Сперва решили расширять зону платной парковки с пятого декабря. Потом отложили до 25-го. На ходу меняются правила: теперь у жителей не одно, а два резидентных места, с мая по выходным парковка в центре вдруг станет бесплатной.
— Ну почему сразу «непоследовательные»? Наоборот, мы последовательны. Просто мы слышим мнения экспертов, мы слышим людей и стараемся найти более мягкие, компромиссные решения. Могли бы взять и радикально всё решить, но тогда получили бы коллапс в общественном транспорте. Горожане попросили: мы не успеваем получить разрешения на резидентную парковку, слишком маленький срок. Почему не дать возможность: плюс-минус двадцать дней в таком большом проекте ничего не решают. Зато мы снимаем огромное количество напряжения. Зачем нам лишние конфликты? Тренд-то не меняется, а всё остальное — настраиваемые вещи. И заметьте: первое решение было в разгар предвыборной кампании мэра. Для этого нужно быть вообще, скажем так, мужественным человеком. А второе решение мы принимаем в преддверии думской кампании.
— Настолько уверены в поддержке?
— Когда говорят, что все местные жители против введения платной парковки — да ничего подобного. Возьмите статистику. Сколько жителей подали заявления на бесплатную парковку на Бульварном кольце? 12 % всего. А 88 % даже не написали заявление. То есть их вообще этот вопрос не волнует. А вот если бы мы ничего не делали, претензии были бы гораздо жёстче.
— И возможный референдум по платной парковке вас не беспокоит?
— Абсолютно спокойно отношусь к этой идее. Обычная политическая деятельность, что в этом плохого? Почему «Справедливая Россия» выступает с требованием провести референдум? По сути, уже идёт раскачка предвыборной кампании, все хотят поучаствовать. Хорошо, ради бога. Если до москвичей правильно донести информацию, для чего это делается, с какой целью, я думаю, они поддержат платную парковку. И автомобилисты тоже, потому что платную парковку мы делаем в первую очередь для них: чтобы у них гарантированно было место, где встать, чтобы трафик был немного меньше, чтобы в принципе была возможность проехать.